Поиск

Добавить в RSS-ленту

Архивы

Бунин + Украина = ?

Ноябрь 2, 2008

Иван Алексеевич Бунин (10 октября 1870 — 8 ноября, 1953) — русский поэт, писатель, почетный академик Петербуржской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе. Самые известные произведения: «Суходол», «Деревня», «Легкое дыхание», «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь».

В Россию (тогда Московию) род Буниних (Симон Бунікевський) переселился из Украины (тогда Польши) в ХV веке и получил фамилию Бунин. Сам писатель пришел к заключению, что его род происходит с Волыни. Род Бунина очень большой и разветвленный, из него вышли такие представители русской культуры и науки, как знаменитый поэт, переводчик Василий Андреевич, Жуковский, поэтесса Анна Петровна Бунина, географ-путешественник Петр Петрович Семенов, — Тян-Шанский. Бунины находились в родстве с Киреевскими, Шеншиними, Гротами, Воейковими.

Впервые на Украину он попал в 1889 году 18-летним юношей. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что потом он в течение 30 лет систематически посещал эти края.

«Страна… эта мечталась мне необозримыми весенними пространствами всей той южной Руси, которая все больше и больше захватывала мое воображение и давностью своей и современностью. У современности был большой и богатый край, красота его нив и степей, хуторов и сел, Днепра и Киева, народа сильного и нежного, в каждом пустяке быта своего красивого и опрятного, – преемника словянства истинного, дунайского, карпатского. А там, в давности, была колыбель его…»

“… Ни одно мое путешествие не запечатлелось так в моей душе, как эти недолгие скитания по югу России”

“Хохлы мне понравились с первого взгляда. Я сразу заметил резкую разницу, которая существует между мужиком-великороссом и хохлом. Наши мужики – народ, по большей части, измождённый, в дырявых зипунах, в лаптях и онучах, с исхудалыми лицами и лохматыми головами. А хохлы производят отрадное впечатление: рослые, здоровые и крепкие, смотрят спокойно и ласково, одеты в чистую, новую одежду»

География его поездок была широкой: Харьков, Киев, Полтава, Одесса, Канев, Ромны, Славянск, Сгетогорск, Кременчуг, Екатеринослав, Алешдшдровск, Каховка, Никополь, Николаев, Миргород, Каменец-Подольский, Кобеляки, Путивль, а также села Шишаки, Павленки, Павловка, Ромашек, Хилково, Краснополье, Лоцманская Каменка и др. Бунин плавал по Ворскле, был на Хортице, любил одесское побережье Черного моря, трижды путешествовал по Днепру, причем ни одна из этих поездок не повторяла другие.

В художественном мире писателя значительное место принадлежит образу Киева. Бунину тема Киева была по особенному дорога, поэтому образ города дается в таком контексте, что становится ясной его универсальность, неповторимость. Для него Киев являлся подобием сакральных городов — Византии, Рима, Иерусалима, городом-храмом под открытым небом.

Системное изучение Буниним истории, культуры, фольклора, передовой политической мысли началось в 1892 г., когда Иван Алексеевич приехал в Полтаву к своему брату Юлию и задержался там на три года.

На полтавский период приходится заинтересованность писателя толстовством, которое проявилось в занятиях бондарством, в общении с сектантами, которые исповедовали толстовское учение, в организации книжного магазина для распространения литературы издательства “Посредник”.

«Мое толстовство складывалось из тех сильных противоположных чувств,которые возбуждали во мне Пьер Безухов и Анатолий Куракин, князь Серпуховской из «Холстомера» и Иван Ильич, «Так что же нам делать» и «Много ли человеку земли нужно», из страшных картин городской грязи и нищеты, нарисованных в статье о московской переписи, и поэтической мечты о жизни среди природы, среди народа, которую создавали во мне «Казаки» и мои собственные впечатления от Малороссии: какое это счастье — отряхнуть от ног прах всей нашей неправедной жизни и заменить ее чистой, трудовой жизнью где-нибудь на степном хуторе, в белой мазанке на берегу Днепра!»

Бунин работал статистиком в земской управе и и разделял те идеи, которые развивали его брат Юлий и прогрессивные круги полтавской интеллигенции. Поневоле Иван Алексеевич оказался в центре украинского культурного возрождения. Вместе с братом посещал вечера посвященные памяти Т.Шевченко, которые организовал присяжный поверенный Н.Дмитриев, в чьем доме гостили М.Кропивницкий, И.Саксаганский, М.Садовский, М.Заньковецка. Частному знакомству Бунина из Заньковецкой предшествовал захват писателя театральной игрой актрисы, о чем он сознался в 1890 г. в письме к брату: “Ну, брат, Заньковецкая! Три раза плакал вот не?!”.

«Бородатый Леонтович, который был старше и, как статистик, известней всех и сразу очаровал меня ласковым спокойствием, доброжелательной рассудительностью и, главное, необыкновенно приятным, чисто малорусским звуком грудного голоса»

Работая библиотекарем, Иван Алексеевич приобщился к общественно полезному делу: распространению книг с целью организации сельских и школьных библиотек, а также для пополнения периодических поступлений.

Как сам он отмечал: “Я в те годы был влюблён в Малороссию, в её сёла и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его». «На край света», «Лирник Родион», «На чайке», а особенно в «Жизни Арсеньева» Украина присутствует как место на земле, где писатель нашел гармонию между вечностью и красотой — «Ты говоришь — Петербург. Если бы ты знала, какой это ужас и как я там сразу и навеки понял, что я человек до глубины души южный. Гоголь писал из Италии: «Петербург, снега, подлецы, департамент — все это мне снилось: я проснулся опять на родине». Вот и я так же проснулся тут. Не могу спокойно слышать слов: Чигирин, Черкасы, Хорол, Лубны, Чертомлык, Дикое Поле, не могу без волнения видеть очеретяных крыш, стриженых мужицких голов, баб в желтых и красных сапогах, даже лыковых кошелок, в которых они носят на коромыслах вишни и сливы. «Чайка скиглить, литаючи, мов за дитьми плаче, солнце гpie, витер вie на степу козачем…» Это Шевченко, — совершенно гениальный поэт! Прекраснее Малороссии нет страны в мире. И главное то, что у нее теперь уже нет истории, ее историческая жизнь давно и навсегда кончена. Есть только прошлое, песни, легенды о нем, какая-то вневременность. Это меня восхищает больше всего.»

«Ой, на гopi та женци жнуть…» Песня рассказывала, что на горе жнут хлеборобы, текла ровно, долго, грустью разлуки, потом крепла и звучала твердо — волей, далью,
отвагой, воинским ладом:

А по-пiд горою,
По-пiд високою
Козаки йдуть!

Песня протяжно и грустно любовалась, как течет по долине казацкое войско, как ведет его славный Дорошенко, едет впереди всех. А за ним, говорила она, за ним Сагайдачный,—

Шо промiняв жiнку
На тютюн та люльку,
Необачний…

Она медлила, гордо дивилась столь странному человеку. Но вслед за тем била в литавры с особенно радостной волей:

Менi з жiнкою
Не возиться!
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi
Знадобиться!

Я слушал, грустно и сладко чему-то завидуя.»

Бунину очень хотелось побывать в Каневе на могиле Тараса Шевченко. Жена писателя В.Муромцева-Бунина вспоминала: «… говорил мне, что эти первые странствия по Украине были для него самыми яркими, что вот тогда он окончательно влюбился у нее, у ее девушек в живописных расшитых костюмах, здоровых и независимых, в парней, кобзарей, в белоснежные дома, которые прятались в зелени садов, и увлекался, как всю эту чрезвычайную красоту своей родины воспроизвел в своей поэзии Тарас Шевченко. Признавался, что ни одна могила больших людей его так не волновала, как могила Шевченко».

«Одному Бог дает палаты, другому мосты да гати». Лучше всего у Гоголя его записная книжка: «Степная чайка с хохлом в виде скобки поднимается с дороги … Рубеж во всю дорогу, зеленый, с растущими на нем бодяками, и ничего за ним, кроме безграничной равнины … Подсолнечники над плетнями и рвами, и соломенный навес чисто вымазанной хаты, и миловидное, красным ободком окруженное окошко … Ты, древний корень Руси, где сердечней чувство и нежней славянская природа!»

В «Жизни Арсеньева» Бунин показывает Украину почти сказочной, в описаниях природы заметны проявления традиций романтизма. Ее картины скуповатый на эпитеты Бунин рисует яркими красками, создает поэтический, живописный мир. Пейзажные зарисовки в романе многолики, обильно наполнены звуками, запахами. Романтизированный природный колорит создает атмосферу лирической взволнованности и приподнятости. Земля Украины предстает роскошной страной, где все превосходит обычные размеры. Описания пестрят определениями типа: необозримые, весенние (просторы), великий и богатый (край). Пейзажные зарисовки отмечены не только силой подробностей, но и подчеркнутой поэтичностью, фразы открыто передают авторский восторг.

Три страны: Россию, Украину и Францию объединил в своем сердце выдающийся прозаик.




|


  1. Ноябрь 2, 2008 @ 2:54 пп
    MAG пишет:

    Тема занадто обширна щоб її розкрити в одному пості, по ній захищаються навіть 🙂 Якщо цікаво докладніше:

    http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a24.htm
    http://www.franko.lviv.ua/page/n51/016.pdf

  2. Ноябрь 3, 2008 @ 4:05 пп
    Phaeton-08 пишет:

    Бунин хороший писатель, мне нравятся его произведения. Не знал (стыдно), что он так любил Украину — очень приятно.

  3. Ноябрь 5, 2008 @ 2:46 пп
    MAG пишет:

    Очень многие в Украине многово не знают о Украине — тут ничего странного нет, как заметил Бунин — «у нее теперь уже нет истории, ее историческая жизнь давно и навсегда кончена. Есть только прошлое, песни, легенды о нем, какая-то вневременность».

    К сожалению к нашему времени даже прошлое Украині описывалось с какой точки зрения кого угодно кроме украинской, а песни и легенды предков умирают вместе с остатками не успевших превратиться в единообразное «новое историческое общество» людей. Хорошо хоть слова «ее историческая жизнь давно и навсегда кончена» ещё не сбылись. Пока.

    А вообще читать классиков интересно — почитайте к примеру дневник Шевченко — много интересного и нового узнаете 🙂

  4. Ноябрь 7, 2008 @ 9:43 пп
    Феникс - рождён из пепла пишет:

    Откровенно говоря, согласен с Буниным по-поводу отсутствия истории.. А всё из-за того что нам эту историю пытаются навязать.

  5. Ноябрь 7, 2008 @ 10:06 пп
    MAG пишет:

    История Украины во время Бунина отсутствывала из-за того что её пытались навязать?

  6. Ноябрь 8, 2008 @ 10:19 пп
    Саша1967 пишет:

    Да, интересно это всё.
    И правда: «Три страны: Россию, Украину и Францию объединил в своем сердце выдающийся прозаик.»

    А мне сейчас вот представляется эпизод из его «Окаянных дней», когда представители «домкома» пришли к нему на одесскую квартиру сначала измерять площади комнат на предмет «уплотнения пролетариатом», а потом и вовсе отбирать «лишние» перины.
    Ни дать-ни взять: «Собачье сердце» и профессор Преображенский.

    А ведь это было. 🙁

  7. Ноябрь 10, 2008 @ 8:13 дп
    MAG пишет:

    У Бунина в «Жизни Арсеньева» і «Окаянных днях» — два різних світи і дві різних України, перша країна світла, працелюбного і багатого на історичну спадщину народу, друга — країна оповита мороком нових безбожних і неосвітчених сил, що готові на будь-які соціальні експерименти і будь-які жертви для поширення очищувального вогню революції на весь світ.

    Я можу запостити і про ту — іншу Україну.

    «А ведь это было. 🙁 »

    Це було далеко не найгірше що могло статися. Війна є війна, тим більше така насичена ненавистю та неприйняттям як громадянськаі ворог є ворог — більшовиків-заколотників у київському «Арсеналі» звичайно ж нещадно розстріляли б там же якби не втрутився особисто присутній при цьому Петлюра. І єврейські погроми спонтанно влаштовувалися учасниками всіх сторін. Але такого, що зробили більшовики захопивши Київ — розстріляли близько 5 тисяч людей — від колишніх чиновників та офіцерів царської армії до тих хто говорив українською включно, серед них був київський митрополит Володимир — перший з 28 єпископів-мучеників Руської православної церкви.

    Цікавими є спогади В. Затонського — це пізніше організатор Голодомору на Вашій Одещині, які безпосередньо стосуються цього періоду.

    (В. Затонский «Из воспоминаний об украинской революции». – Летопись революции. — 1929. — № 5-6. — С.116-117):
    «Я приехал в Киев именно тогда, когда он был взят. Страшное, кошмарное зрелище. …Мы вошли в город: трупы, трупы и кровь… Тогда расстреливали всех … просто на улицах. Я сам чуть не погиб: среди белого дня меня один из наших патрулей остановил. Я ему показал удостоверение члена Украинского Правительства, написанное на украинском языке, с печатью Всеукраинского Центрального Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов… Да и тут бы, наверное, расстреляли, – тогда же это просто на улице делали, – если бы, к счастью, во втором кармане не было второго мандата – члена Совнаркома РРФСР с подписью Ильича. …Я вспоминаю, влетело и М. О. Скрипнику. И опять счастливый случай спас нам Николая Алексеевича».

  8. Ноябрь 11, 2008 @ 6:54 дп
    Саша1967 пишет:

    Да, зверели люди.
    Сам Бунин пишет, как он шёл мимо опустевшего порта, мимо мёртвого вокзала с разбитыми окнами с внутренним настроем в случае чего схватить камень поувесистее и ударить по товарищескому черепу, если начнут приставать.

    Недоедание, летом урожайного 1919 года в Одессе на рынках только кое-где небольшие кучки гнилой картошки или овощей.
    А вечером тишина, темнота без света, которого не позволяют зажигать нигде, кроме центров развлечения комиссаров, и слышно, как собака на мостовой грызёт кость.
    Интересно, где она её достала? 🙁

    Ну если Бунин так и не нашёл своего дневника за полгода, который пришлось где-то закапывать в целях безопасности, то о чём вообще можно говорить?
    Какая такая «свобода»? 🙁

  9. Ноябрь 12, 2008 @ 10:26 дп
    MAG пишет:

    Вы тут как-то об окупантах говорили. Как Вы думаете кем были в любимой Буниным Украине большевики распевавшие:

    Эх, яблочко,
    Да куда котишься?
    Ко мне в рот попадешь —
    Да не воротишься!
    Ко мне в рот попадешь —
    Да не воротишься!

    Эх, яблочко
    Да и не спелое!
    А буржуйское дело
    Да прогорелое!
    А буржуйское дело
    Да прогорелое!

    Эх, яблочко
    Сбоку красное,
    Что УкрАине конец
    Дело ясное!

    Одним из первых лозунгов РККА главнейшей задачей которой было овладение «житницей» и «угольницей» был «Смерть украинцам и буржуям»

    Сравните эту «любовь» к Украине со словами написанными покруг тризуба стяга 2-го пешего полка Запорожской бригады полковника Петра Болбочана (о нем я уже упоминал) «З вірою твердою в конечну перемогу вперед, за Україну!»:

    Троцкий о целях и методах борьбы за Украину сказал так: „Помните также, что так или иначе, а нам необходимо возвратить Украину России. Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли, Черного моря Россия существовать не может: она задохнется, а с ней и Советская власть, и мы с вами. …Знайте, что для достижения намеченной цели все средства одинаково хороши”

    Ежели Вы не знали — реальная поддержка большевиков в Украине (как впрочем и в России) тогда была мизерной и блага революции приехали к нам вместе с «украинским» красным правительством и РККА в вагонах.

    Не будь большевики настолько циничными и последовательными в нарушении договорённостей и рассказывании сказок про будущий рай народу (что конечно не могло не быть так), а наши лидеры настолько просоциалистическими («Несоціалістична Україна нам не потрібна!» Винниченко) и настолько непредназначенными для руководства страной в предвоенное-военное время (что конечно не могло быть иначе) — не было бы ни чисток 20-ых годов, ни Голодомора, ни репрессий 37-го и т.д.

    Раз уж речь зашла о том времени — вслушайтесь в полкову присягу вышеупомянутого полка и подумайте чьи слова о Украине — большевиков-интернационалистов или самостійників-украинцев нашли бы отклик в сердце того же Бунина:

    «Тобі, мій краю дорогий,

    Складаю я свою присягу —

    Тебе любить, Тобі служить,

    За Тебе вмерти біля стяга.

    І прапор наш жовто-блакитний

    Клянусь довіку боронить.

    І за народ забутий, рідний,

    Останню кров свою пролить»

    П.С. Раз уж упомянули «Яблочко» — корни «Яблочка» связывают с молдавской и украинской песенными традициями (юг Украины, Одещина в том числе). В Молдавии бытовала похожая плясовая песня «Калач». А в Украине — плясовая припевка:

    «Ой, яблучко, куди ж котиться?
    Пусти, мати на вулицю,
    Гуляти хочеться!»

    Попав на Черноморский флот, где преимущественно служили украинцы, она стала припевкой к матросским танцам, а затем — «революционной» частушкой.

    П.П.С. Раз уж речь зашла об «укрАинском» коммунисте Затонском — могу выложить его письмо от 33-го о хлебозаготовках на вашей Одещина — каким образом и какими методами кнута и пряника у крестьян можно было выгрести даже то зерно, которое они уже тогда прятали в надежде хоть как-то пережить зиму.

  10. Ноябрь 12, 2008 @ 9:34 пп
    Саша1967 пишет:

    Я Вас понимаю, но только вот это повсеместное Ваше разграничение «украинцы-неукраинцы» меня как-то коробит.
    Постоянно коробит.

    Мне представляется, что на местах политику РКП (б) проводили чаще всего местные кадры.
    Далее: народ невозможно победить.
    Поэтому если бы внароде не было значительной, заметной поддержки, то система не выстояла бы так долго.
    Не победила бы врага колоссальной силы, перед которым подняла лапки вверх вся Европа.

    Вот я слышу о русском народе выражение «народ-богоносец».
    Да какой он там «богоносец», если позволил так распять веру, её лучших носителей, позволил разрушить храмы, превращать их в овощные склады…

    И в Украине делалось то же самое, и всё получилось в лучшем 🙁 виде.
    Только не говорите, что это всё какие-то там «оккупанты», «оккупация».
    Зачем так обострять и перекручивать?
    Советские времена не ложатся в эту схему, в это упрощённое прокрустово ложе.

    А тот, кто проповедует теорию «оккупации», сознательно пытается натравить один народ на другой, обострить отношения там, где это совершенно ни к чему.

  11. Ноябрь 13, 2008 @ 12:16 пп
    MAG пишет:

    Дуже добре Сашо, що ми торкнулися теми «Ваше разграничение “украинцы-неукраинцы” » — думаю з моєї наступної відповіді Ви зрозумієте в чому Ви помиляєтеся уявляючи жителів «бандерівських» (ну хоча б моєї) областей людьми незрозумілими і далекими, ворожими до росіян та Росії.

    Ніякого «разграничения» людей на «правильних» дружніх українців і «неправильних» ворожих росіян звичайно ж немає — чекайте моєї розгорнутішої відповіді 🙂

  12. Ноябрь 13, 2008 @ 9:12 пп
    Саша1967 пишет:

    ОК. 🙂

  13. Ноябрь 27, 2008 @ 5:31 пп
    MAG пишет:

    Щось переїзд і нависла робота не дає змоги написати 🙁 Ну, як зможу.

  14. Ноябрь 27, 2008 @ 9:19 пп
    Саша1967 пишет:

    Будемо чекати.
    А Ви що: квартиру придбали? 🙂

  15. Ноябрь 27, 2008 @ 9:57 пп
    MAG пишет:

    Та цур їй пек, я не такий багатий 🙂 А в кредит… ні, забагато обмежень. Як у нас кажуть — «що нам, молодим, нежонатим», зазвичай правда кажуть дядьки 🙂

    Просто на іншу квартиру переїхав + трохи ремонт довелося робити.

  16. Ноябрь 27, 2008 @ 10:38 пп
    Саша1967 пишет:

    Співчуваю.
    Ремонт- це така зараза постійна, від якої позбутися важко. 😉

  17. Ноябрь 28, 2008 @ 12:20 пп
    MAG пишет:

    Ех, така класна є розповідь про ремонт у Чорногуза «Як фарбувати квартиру» здається, зі збірки «Веселі поради», щось у неті не знайду. Там вся правда 🙂

  18. Ноябрь 28, 2008 @ 9:40 пп
    Саша1967 пишет:

    Та що там фарбувати?
    Ви з Містера Бина приклад беріть!

    Біля банки фарби ставиться вибухивка, шнур підпалюється, і на хвилинку усі ідуть з кімнати.
    Фарбування відбувається швидко і …голосно. 😉 🙂

  19. Декабрь 3, 2008 @ 1:19 пп
    MAG пишет:

    Та пофарбував уже давно. Як завжди — думав кухню лише пофарбувати зверху, а воно паскудна попередня фарба — клаптями відставала і змішувалася з новою. Зайвий час лише довелося витрачати, тепер роботу наздоганяти!

  20. Апрель 28, 2015 @ 6:42 пп
    Михаил пишет:

    Оказывается Путин внимательно читал Троцкого и Ленина, ведь и Ленин сказал примерно следующее: «Потерять Украину одно и тоже, что потерять голову». Вот почему и голову-то снесло у Путлера.
    .

  21. Февраль 11, 2017 @ 11:53 дп
    одесит пишет:

    Аффтор цього опусу така захопився Буніним, що не звернув увагу на його розуміння України як суто малоросійського проекту. А ще, варто йому було б згадати як Бунін ненавидив Українську революції, петлюрівців. І у цьому була логіка. Він любив мертву Україну. А коли вона повстала і стала боротися за історичне буття — він їукраїнців зненавидив. Суто руССкая любов, вона така


|
RSS feed отзывов к статье |





Оставить отзыв